ХОХОЛ – стрижка реестровых «кОзаков» по велению Короля Речи Посполитой в 17 веке.


ХОХОЛ – стрижка реестровых «кОзаков» по велению Короля Речи Посполитой в 17 веке.

ХОХОЛ – остриженная кругом голова с клоком волос от темени до лба. Именно так и повелел стричься своим реестровым  кОзакам король Речи Посполитой


Бритыя головы имеет языческое суеверие. Да же спорить не о чем, брили наголо головы бусурмане и язычники: Запрет на это  закреплен да же законодательно в древней Руси: «Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить»  (ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА 11в.).
 На Московской Руси головы брили токмо татары, по своей бусурманской вере, великороссы этих обычаев чурались.  «Знай, господин мой, что как митрополит рассуждает о тафьях, так и я понимаю, и также гнушаюсь, когда увижу православных с бритыми головами, и из глубины сердца воздыхаю, что христиане уподобляют себя туркам-христианоборцам». (прп. Максим Грек)

Нужно сказать, что у древних славян не было однородной причёски, кто стриг волосы под горшок, кто чуб, кто носил длинные пряди волос. Но очевидно, что эта причёска (Чуприна) была воинской, так легче было ухаживать за волосами в походах и не быть похожим на раба, которым брили головы и усы. На Окраине Польши её могли носить только казаки побывавшие на Сечи и "понюхавшие пороху". Молодые необстрелянные казаки не имели право на неё. Чуприну носят на левую сторону, там где носят ордена и саблю, за левым ухом- это знак доблести. Вся голова брилась, над самим же лбом оставлялся пучок в 3 пальца шириной и длиной от 3-4 пальцев.


В "Речи Посполитой" стрижек было много, но основными считались причёски - Под Чуб и Под Макитру.
 "Под Чуб" стриглась так: над лбом, на висках и на затылке волосы брились; на макушке оставлялся с ладонь пучок круглого и длинного волоса. Эти волосы расчёсывали на все стороны и подстригали кругом- выше надо лбом и ниже на затылке. Таким образом волосом закрывалась вся бритая голова и создавалось впечатление, что она вся покрыта волосами, но когда поднимался ветер то волосы поднимались и оголялся бритый череп, от этого лицо становилось диковатым и воинственным. Причёску "Под чуб" носили в основном помещики, городские и реестровые казаки, свободные казаки и крестьяне. "Под чуб по-польски" подстригался повыше. Панских домовых холопов паны подстригали так-же для красоты и чубы трещали, когда разнимали, своих дерущихся панов.
"Под макитру" (под горшок) стриглись так - на голову одевался горшок и всё вокруг выстригалось или выбривалось, это была самая простая стрижка, которая не требовала специальных навыков.
Причёска "Под чуприну" оставалась уделом избранных. Под неё стриглись и литовские, и польские, и руские князья, и шляхта. В Молдавии в 1595— 1606 годах правил господарь Иєремия Могила, так он и его сыновья Александр и Константин, которые тоже позже стали молдавскими господарями, на старинных портретах тоже изображены с чупринами.

Так же турки стригли своих грозных янычар, воспитываемых исключительно из христианских мальчиков. В старину некоторые крымскотатарские мужчины носили длинный чуб на макушке головы. Он назывался «кокель» (хохол), что в переводе с крымскотатарского языка означает «люди неба» (кок – небо, эль – народ, люди). Эту стрижку можно увидеть, например, на портретах послов крымского хана в Швеции в 17 в. О том, что крымскотатарские мужчины носили чубы, писали и путешественники.



Представители польской шляхты также носили хохол на голове. Как узнать поляка? Легко! По хохлу. Есть хохол, значит поляк. А как же знаменитые хохлы-оселедцы украинских казаков, защитников православной веры от самих поляков? Рекомендуем найти в интернет гравюру 1713 года. На картине изображен заключительный этап Битвы под Батогом 1652 года, где объединенные силы казаков Богдана Хмельницкого и крымских татар разгромили войско Речи Посполитой.

Голая голова — это знак плена или рабства: ведь пленникам и подневольным морским гребцам хозяева обривают головы наголо.  Татарский хохол на темени и польский хохол на лбу ничем не лучше наготы. Вот вам и классификация хохлов, на темени - татарский, на лбу - польский. Надо полагать, что если хохол посередине, то он - польско-татарский, т.е. с Низа Запорожья.


Запорожцы носили в основном вьющийся локон, именуемый оселедцем, как у татар.
Что на голове гетмана Богдана Хмельницкого? Точно не оселедец! На голове его ХОХОЛ – остриженная кругом голова с клоком волос от темени до лба. Именно так и повелел стричься своим реестровым «кОзакам» король Речи Посполитой. Вот их то и называло население хохлами.
Реестровых не любили на Украине потому, что они выполняли и функции полиции, отбирали оброк у крестьян, и наказывали особенно ретивых. Мало того, реестровые воевали в составе польского войска.  Жили они по месту дислокации своих полков, по сотням и являлись поддаными Короля Речи Посполитой, на которых работали крестьяне и ремесленники (чернь), и жалование которым платил Король Речи Посполитой. Все реестровые казаки мечтали о уравнении их с правами шляхты, именно по этой причине реестровые казаки Речи Посполитой поднимали бунты в государстве польском. «Хотим быть шляхтой!», с этис кличем реестровые ввергли Окраину Польши (Украину) в «Руину».
Прозванные хохлами реестровые кОзаки и были теми первыми хохлами, которым это прозвище давалось в обиду. И понятно, про кого писал Тарас Григорьевич Шевченко, который как известно был из холопов!






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Как жалок шут на троне короля!

В 1939 году Польша очень хотела войны с Германией!