14 октября 1641 года и при чес здесь Украина!


14 октября 1641 года и при чес здесь Украина!
14 октября Донское Казачье войско отмечают один из своих самых значимых праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Исторически такая традиция была приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение 1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу. 


Важно понять, откуда пошла традиция на православный праздник Покрова Божьей Матери отмечать Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск. Связана эта традиция с так называемым Азовским сидением 1637-1641 годов, с подвигом донских казаков, отстоявших город Азов от турецкого нашествия.

И здесь необходимо понять роль запорожских казаков в этот исторический период.
В начале 1637 года большая часть черкас (казаков) Низа Запорожья под руководством избранного гетмана Павлюка отправился в наем к крымскому хану Батыр-Гераю воевать против буджаков. Другая часть числом до 4000 человек под начальством избранного атамана Михаила Татаринова, не получавших жалованья от польского королевства, решила искать счастья в чужих странах, идти в Персию и наняться к ним воевать против турок
Двинувшись через крымские и ногайские степи по направлению к Дону, часто сражаясь на пути с татарами, запорожцы неожиданно встретились с войском донских казаков численностью около 3000 человек. Донцы, осведомившись, куда и зачем шли запорожские черкасы, предложили им, что всего лучше запорожцам и донцам пойти к турецкому городу Азову и овладеть этим ключем к Меотическому и Черному морям. Там можно будет взять такую добычу, какой у персиян никогда не найти. Запорожцы в количестве до 1000 человек согласились и решили вместе с донскими казаками идти под турецкий город Азов. Остальные запорожцы ушли на Персию наниматься на войну к шаху. И это была основная часть войска Михаила Татаринова, которая продолжило свой путь в Персию, промышляя разбоем и грабежами всего, что можно было встретить на пути в Персию.
Апреля 21 дня 1637 года в среду на другой день после Светлого Воскресенья запорожцы и донцы, в числе 4400 человек выступили в поход, намереваясь жить в Азове, если только московский царь позволит приходить в Азов всяким людям, охочим, вольным, и даст возможность привозить казакам всякие запасы. В Азове в то время было от 3000 до 4000 турецких янычар, которые смеялись над предприятием казаков. Но казаки, подойдя к Азову, тотчас врылись в землю и, работая над этим день и ночь, несмотря на постоянную стрельбу со стороны янычар, вошли в город и принудили янычар отступить в замок. Испытывая большой страх, янычары скоро сдали казакам и замок.
При взятии Азова общие потери дончан и запорожцев составили около 1100 человек, из них 300 черкас из Запорожской Сечи. Трофеев в Азове взяли очень много, известно, что «дуван дуванили», то есть делили турецкое добро больше месяца на 4400 паев (включая паи убитых, которые передавались семьям и родственникам).
Особую жестокость к туркам и их союзникам проявили запорожцы. Венецианцев, евреев и армян запорожцы несколько дней живьем рубили на «пятаки», то есть методично отрубали, начиная с пяток, куски по 5—10 см от ног, а затем от тела.  После раздела добычи запорожцы возвратились в Сечь.


Т.е. с июня 1637 года все запорожцы с большой добычей покинули Азов и направились в Запорожье и более в Азов не возвращались. Следует обратить внимание, что никакой предварительной договоренности, у чем сейчас пишут историки и политики на Украине, между донцами и черкасами с Низа Запорожья, о совместном походе на Азов, не существовало.
Взяв крепость в 1637 году, казаки пограбили город и после этого донцы остались в Азове, а черкасы (казаки) с Низа Запорожья, с добычей возвратились в Сечь, где выбранный в гетманы украинских козаков Павлюк октября 11 дня 1637 г. написал универсал всему казачеству, мещанству и поспольству, призывая всех против "неприятелей народа русского христианского и древней греческой веры".
1637 год — восставшие казаки под проводом Павла Павлюка проиграли битву коронной армии у Чигирина, и под Боровицей, в 1937 году, избранный гетманом Павлюк выдан был самими черкесами (казаками) полякам и в феврале месяце следующего 1638 года казнен в Варшаве посредством отсечения головы, а вместо него казацким гетманом объявлен был Ильяш Караимович.
Позднее начались бунт реестрового состава черкас Окраины Польши против Польского короля, подданными которого они на тот момент считались, которые создали основу большого восстания казачества Окраины Польши за права, равные правам шляхты в Польше, под руководством Богдана Хмельницкого.


Таким образом, 14 октября Донское Казачье войско отмечают один из своих самых значимых праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Причастность к этому празднику черкас Окраины Польши и подданных Польского короля на основании событий, связанных с Азовским сидением 1637-1641 годов, с подвигом донских казаков, отстоявших город Азов от турецкого нашествия в этот период, весьма сомнительна. Да участвовали в штурме Азава в апреле 1637 года, да казнили жестоко всех жителей мусульман Азова, но затем, забрав свою долю добычи, запорожцы удалились в Сечь в июне 1637 года.
Учитывая факт, что донские казаки служили единому православному царю, а запорожские черкасы были подданными Польского короля (католика), непонятно причина признания 14 октября в 1999 году, как праздник украинского казачества.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ХОХОЛ – стрижка реестровых «кОзаков» по велению Короля Речи Посполитой в 17 веке.

«Как жалок шут на троне короля!

В 1939 году Польша очень хотела войны с Германией!