«Желаем быть шляхтой!»
История Польской Окраины.
С 14 века русинские магнаты мечтали быть
равными польской шляхты и быть поддаными короля Польши. Русины считали себя
подданными польского Короля после Люблинской унии 500 лет назад, т.е.
объединения Литвы и Польши в единую Речь Посполитую. Тогда, 500 лет назад
русины говорили «наши предки, сарматы Руси пришли к польским сарматам с
титулами и славой, пришли к общей Отчизне»
А по какой
причини «справжное» казачество с 15 по 17 век воевало с Речью Посполитой.
Казачество
воевала на то, чтобы их уравняли в правах с польской шляхтой и при этом
«справжные казаки» желали быть именно поддаными польского короля. Но к услугам
казаков на границе Польши и Османской империи прибегали только во время войны,
в остальное время казаки, в ограниченном количестве и на деньги польского
короля, несли пограничную службу на окраине Польши с «диким полем», откуда
приходили кочевники.
Появление на
карте Европы Речи Посполитой создало и религиозный конфликт между католической
верхушкой русинов и православными традициями среди крестьян и казаков, русинов
и литвинов. Слияние церквей сблизило с 15 века верхушку русинов и польскую
шляхту, которые были уравнены в правах.
Так родился социальный конфликт между православны крестьянством и
казачеством с верхушкой русинов, литвинов и польской шляхтой. При этом именно
«справжное казачество» с 15 века фактически подняло мятеж в Польше за уравнение
его в правах с польской шляхтой, который продолжался до фактической ликвидации
польского королевства.
С 1648 году
успехи «справжных казаков» во главе с Богданом Хмельницким, очень приблизили
достижение вековой мечты казачества, а именно уравнение их в правах с польской
шляхтой. Однако последующие поражения казацкого войска и примкнувшей к ним
«черни» от войска короля Польши заставило Богдана Хмельницкого просить русского
царя о защите и покровительстве. Следует учесть, что «справжние казаки», или
точнее потомственные казаки презирали крестьян, ремесленников, т.е. «чернь или
быдло, масса или мужики», т.е. тех кто «руками роблят»! Казак не «робит
руками»!
Потомственные казаки боролись только за свои
права, за права польской шляхты исключительно для себя. Все призывы к восстанию
(фактически государственному мятежу) «справжных» или потомственных казаков из
числа русинов и литвинов при Богдане Хмельницком проходили под призывом «желаем быть шляхтой». При этом «справжные» или
потомственные казаки не уважали и презирали «чернь и быдло». Яркий пример,
битва при Берестечках в 1651 году, когда «справжные казаки» в месте с массой
поддержавших их крестьян и ремесленников, попав в окружение польских войск, на
10 день сражения в окружении, ночью тайно покинули лагерь и тем обрекли
оставшуюся «чернь» на гибель.
Именно здесь
родился и глубинный конфликт между казаками и крестьянством. Крестьянству не
нужна была на своя ни польская шляхта в 17 веке. Они восстали против жестокой
эксплуатации всякой шляхты, и «коронной» и «приравненной». Именно здесь, именно
в 17 веке особенно усилилась ненависть крестьянства и казаков к представителям
еврейской нации. Беспредельный ужас и насилие на территории польской Окраины, в
том числе к мирному населению, в том числе к евреям, в середине 17 века
невозможно было описать.
Евреи
на территории польской Окраины выполняли роль арендаторов у польской шляхты и
магнатов. Шляхта «коронная и приравненная», чтобы самим не заниматься грязной
работой, сдавали евреям в аренду свои поместья вместе с украинскими помещиками
и евреи обязаны были вышибать с крестьян и холопов МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА для
разгульной шляхетской жизни. Но арендаторы и себя, бедных, не забывали и драли
с великой охотой по 2-3 шкуры с крестьян, поэтому и возникали стихийные
крестьянские - гайдамацкие восстания, которые и уничтожали евреев и поляков.
Но принципы «справжних» казаков
отрицали какое либо хозяйство, для них был приемлем только бродячий образ жизни
для ведения постоянной войны и участия в качестве платной наемной силы в
конфликтах других государей. В принципе, казацкому войску все равно за кого и с
кем воевать, лишь бы хорошо платили и была хорошая добыча и пленные для их
продажи на в рабство. Казацкий уклад отрицал принципа построения государства.
Малороссийские
гетманы и старшина Окраины Польши хотели жить по польским обычаям, то есть
числиться подданными какого-нибудь монарха – короля, царя или султана, но быть
при этом абсолютно свободными как на местечковом уровне, так и в делах большой
политики. Понравилась жена соседа – собрал хлопов, налетели на его хутор, посек
его гайдуков, умыкнул жену и был таков. Предложил соседний король пограбить его
противника, и вот гетман, начинает частную войну. А затем напишет повинную царю
или султану, и тот будет вынужден простить.
Бунт казачества в Польской Окраине.
В
рядовом казацком городе Переяславле в 1654 года гетман Богдан Хмельницкий и вся
Малороссия приняли покровительство русского православного царя, и Гетмащина из
состава польского королевства в середине 17 века вошло в состав Московского
государства (Московии).
Переход
Гетманства под покровительство русского царя изменила положение верхушки
казачества, прежде всего потому что в русском жестком централизованном
государстве не
позволялись вольности с грабежами и разбоями на границах. Все могло
происходить только по воле русского царя из Москвы. Разбои и грабежи казаков на
черном море также пресекались. Деньги платились из царской казны.
Верхушка
казцкая Гетманства была недовольна ограничениями их вольностей со стороны царя,
значительной потерей своих доходов от разбоя, грабежей, продажи рабов и инициировала возврат в состав
Польши в качестве автономного княжества на основании т.н. Гадячской унии в 1658
году. Духовным отцом этого возврата был гетман Иван Выговский и его
ближайший помощник Юрии Немирич. Но Гадяческий договор польская шляхта
фактически отвергла и гетман Иван Выговский, заключив договор с Крымским ханом, уговорил хана напасть на царское войско под
Конотопом, где в 1959 году русское войско потеряло около 10 тыс. войнов и отступило
организованно к г. Путивлю. А Крымский хан, всяв «ясырь» около 60 тыс. молодых
девушек и парней вернулся в Крым с богатой добычей. После Конотопского сражения
судьба гетмана Выговского была печальна, он бежал в Польшу, где и был казнен.
После
смерти 27 июля 1657 г. Богдана Хмельницкого на Украине за последующие 20 лет
сменилось десятка три гетманов. Причем параллельно существовало по два, три и
даже четыре гетмана, отчаянно боровшихся между собой за власть. Это время
украинские историки назвали «Руиной». Действительно, междусобойчики казаков
превратили страну в руину. Условно, с момента казни Ивана Выговского казакам
мирно в своих станицах и хуторах не сиделось. С бедной Польшей и бедной Россией
им стало не интересно, и они решили покинуть обоих, и в первую очередь нарушить
подписанный гетманом Выговским договор с Польшей. Гетман Дорошенко с казаками в
1663 году приняли очередное решение уйти из Польши в Османскую империю под
Турецкого султана, попросить его подданства, и султан их принял.
В это время в России нашёлся мудрый
боярин по фамилии Ордын-Нащёкин, который предложил царю Алексею Романову
провести переговоры с Польшей по поводу не только прекращения войны и
подписания мира, но и чтобы окончательно разобраться с запорожскими казаками,
ради возможности объединения против угрозы со стороны Турции. Поляки тоже проявили
мудрость, убрали свой шляхетский гонор, и обе стороны пришли к дружному выводу
— что запорожские казаки «достали» обе стороны и что с ними необходимо
кардинально разбираться совместно. Переговоры шли с 1664 по
1667 гг., долго утрясая спорные моменты и согласовывая взаимные интересы.
Подписание договора резко ускорило вспыхнувшее ранней весной 1667 года в России
восстание казаков на Дону под руководством Степана Разина. В этом же году
польская армия под предводительством гетмана Яна Собесского одержала победу под
Подгайцами над объединенными армиями казаков и татар. И в деревне Андрусово (на
Смоленщине) без руководства украинских казаков в 1667 году было подписано
двухстороннее мирное соглашение сроком на 13,5 лет – Андрусовский договор. По
этому договору Запорожская Сечь переходила под совместное российско-польское
управление.
Российско-польский
договор 1667 года ущемлял права казаков – подданных Османской империи. Поэтому
неудивительно, что султан Мухаммеда IV решил отомстить с помощь огромной
120-тысячную армию. Географически первой на её пути была Польша. Когда
османская армия на Окраине Польши соединилась с армией казаков, то эта
объединенная сила в мае 1672 года легко разгромила пропольского казачьего
гетмана Михаила Ханенко, укрепленнного польскими отрядами, и затем стала
захватывать и грабить города правобережной Украины, дойдя до Львова, и взяв его
в осаду. Полякам пришлось предложить мирные переговоры на непростых для себя
условиях, попросту – откупиться, чтобы спасти Львов. Но турки не уходили, и продолжали
грабить Польшу совместно с казаками. Вскоре поляки собрали сравнительно
небольшую 50-тысячную армию, но состоящую из закаленных в многочисленных
сражениях воинов во главе с талантливым полководцем коронным гетманом Польши
Яном Собесским, которая в 1673 году под Хотином в затяжной сече каким-то чудом
нанесла сокрушительное поражение в 3 раза превосходящей армии турок и казаков.
После этой значимой победы в 1674 году Собесский был избран королём Польши (Ян
III).
Следует
вспомнить победу объединенного московского и казачьего войска над объединенной
турецко-казачей армией в 1678 году, в 1679 году был осуществлен довольно
жестокое принудительное переселение населения правобережной Украины через Днепр
на левобережную – чтобы отбить турецкому султану желание осуществлять очередной
военный поход на претендуемую территорию. Окончательно угроза была снята после
сокрушительного разгрома огромной турецкой армии объединенной европейской
армией под общим руководством польского короля Яна Собесского в 1683 году в
большом сражении под Веной.
А в 1686 году между Россией и Польшей,
между двумя братскими славянским народами был подписан знаменитый «Вечный мир»
и затем было совместное участие во главе с Петром в Северной войне против
Швеции. Но история на этом не завершилась. «Приключения» в отношениях России и
украинских казаков уже под предводительством гетмана Мазепы продолжались.
Согласно Прутскому мирному соглашению
(1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось
от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию
Турции над Запорожской Сечью.
Последний
период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны,
заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии
Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Относительное
спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации
Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего,
100 тыс. человек.
Для
надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен
Новосеченский ретраншемент и поставлен гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия
(1753 г.).
После
ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным
украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому
мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и
Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской
агрессии.
В
апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства
с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во
главе с генералом П. Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили
Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой
атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со
старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в
Соловецкий монастырь.
Здесь
перечислены наиболее яркие события 17 и 18 веков, которые показывают суть
«казацкой идеи» и неспособности потомственных казаков и их гетманов построить
хоть какое государство или оформиться как автономия Польши, Османской империи,
Московского царства. Все казацкие военные образования воевали за тех, кто больше
заплатит, воевали между собой за добычу, грабили, разбойничали и непрерывно
предавали своих союзников и друг друга, превращая всю территорию Гетманщины в
«руины». И только переход казачества
Окраины Польши под «руку русского царя» позволил к середине 18 века прекратить
разбои и грабежи, не управляемые военные походы казачества на территории
Османской империи на Окраине России, реорганизовать вооруженные образования
казачества в регулярные военные части российской армии.
Комментарии
Отправить комментарий