Запорожская Сечь – «зародыш» новой Украины!
Запорожская Сечь –
«зародыш» новой Украины!
А значит на Украине проявляются
все «родимые пятна» Запорожской Сечи!
Когда в конце XIV века Золотая Орда была разгромлена
Тамерланом и распалась на несколько ханств, многие тюркские роды перешли к
бродячему образу жизни; такие «бродяги», жившие грабежом и наемничеством, назывались
у тюрков казаками. На Руси их именовали «татаровя ордынские казаки». В первых
упоминаниях слово «казак» означало «работник, батрак» или наоборот,
тюркск. «свободный, независимый человек,
искатель приключений, бродяга».
В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские
земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю
Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались
ничьими, предназначенными лишь для кочевья.
Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ) —
название ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных
центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII век,
называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и
«Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.
Главным условие для принятия в Сечь кандидата: он должен был
быть неженатым и "вольным" (определение "вольный"
подразумевало, что прибывший мог быть смердом (крестьянином), дворянином,
поповичем, казаком, татарином, турком, но не холопом (рабом) или закупом, взявшим
кредит у феодала). Казакам на Сечи давались новые фамилии-прозвища на казацкий
манер (укр.: Не-ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-воду и т.п.) У казака нет
прошлого, есть лишь его настоящее и "светлое будущее", за которое
нужно сражаться.
Запорожские казаки и донские казаки, какая связь?
Это разные группы казаков, которые появились в исторических
источниках примерно в одно время — в XV-XVI веках. Они имели похожий уклад и
жили неподалеку друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории
современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной
России. В первые несколько столетий истории казачества запорожцы на Украине и
донцы в Приазовье были очень близки, даже несмотря на то, что они жили в разных
государствах. Донцы нанимались на службу русским царям, запорожцы служили
Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой. Присоединились к
Российской империи донские и запорожские казаки также почти одновременно в
конце XVII века.
Первое письменное упоминание о Запорожской Сечи оставил
польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими
порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а
зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в
безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным
оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать
вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно,
где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также
Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был
превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана
Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.
Самым выгодным промыслом была в глазах
запорожских казаков была война. Напасть на татарские улусы, угнать сразу стада
скота или табуны лошадей или «пошарпать» богатые берега Турции, и вернуться с грудою всяких драгоценностей, с
карманами, полными золота и серебра, захватить сразу столько, чтобы можно было,
не трудясь, без заботы прожить много дней, бражничать и кутить на широкую ногу
– вот что было заветной мечтой запорожца. Атаманы, которые умели ловко
устраивать набеги, доставляли богатую добычу и были главными любимцами казаков
и в песнях прославлялись.
Война и разгул – вот из чего главным
образом сплеталась жизнь запорожца. И на жизнь, и на смерть истый запорожец
смотрел с презрением. Он не жил семейной жизнью. Ни одна женщина не смела
показаться в Сечь; о будущем, о судьбе своих детей, стало быть, забот не
было, не было думы и о своей старости; редкий из запорожцев умирал своей
смертью.
После хорошей поживы на войне запорожцы не
прочь были рядиться и в красивые синие кунтуши, алые суконные шаровары и алые
шапки с околышем из смушек [меха ягнят]… Головы себе и бороды выбривали,
оставляя лишь клок волос (оселедец), да запускали длинные усы…
В предместье Запорожской Сечи жили всякие
мастера: кузнецы, слесари, портные, сапожники и др.; тут же и торговали всем,
что нужно было казаку. Были бы только деньги у него, а то все можно было
добыть, что требовалось для неприхотливой его жизни. А денег у запорожцев после
всякого удачного похода было вдоволь, так что бессемейному и девать их было
некуда. Гульба самая широкая и бесшабашная шла на Запорожье почти беспрерывно.
Кутить и пить без конца считалось молодечеством. Поделив добычу меж собой,
запорожцы предавались необузданному разгулу, пока не прокучивали всего до
конца. Иные из них нанимали музыкантов и певцов и разгуливали с ними по улицам,
а следом за ними носили ведра вина и меду. Всякого встречного поили наповал, а
кто отказывался, того всячески бранили. Простые землепашцы и ремесленники в
городах считали казаков «гулящим, нетрудовым народом» с диким нравом
разбойников.
Работорговля, главный доход казачества с
Запорожской сечи.
Не только золото, нужное для обмена с Речи
Посполитой на хлеб, на кожу, на вино и дерево брали казаки с Сечи в добычу, не
только добывали себе драгоценные турецкие и кавказские сабельные клинки, луки,
саадаки и колчаны со стрелами, а позднее ружья — рушницы и пушки и порох, но
забирали и одежду, материи, шелка и бархаты, золотую канитель, самоцветные
камни, жемчуга, седельные и конские уборы и сбрую. Они вели с собою пленников и
пленниц — ясырей и ясырок. Пленники были нужны, чтобы устроить по казачьим
городкам кузницы, наладить казачье свое производство оружия, чтобы стеречь
табуны, тесать лес для лодок и строить избы, укрепления и сторожевые башни. Из
Крыма везли красавиц крымских татарок, счастливое сочетание татарской,
ногайской крови с кровью романской, итальянской тамошних Генуезских колоний. С
Кавказских гор приводили стройных горянок, черкешенок, осетинок, дагестанок и
грузинок, а с берегов Анатолии гордых малоазийских турчанок-османок.
То, что построили казаки – «Войско
Запорожское», мало напоминало государство. Скорее это было соглашение множества
разных вооруженных банд для совместных действий в целях грабежа, разбоя на всех
приграничных территориях независимо от вероисповедания проживающего там
населения. Руководители разбойничьих банд стали называться полковниками, а на
общем сходе избирали гетмана, которого в любой момент могли и выгнать с
должности и даже убить. Единственным смыслом Запорожской Сечи была война, так
как казаки сами ничего не создают, а отнимают все у других. Главное в военных
набегах казаков было награбить и благополучно увести награбленное, чтобы потом
все это потратить в грандиозных гулянках и попойках. У таких людей не могло
быть морали, впрочем, как и культуры. «Сечевое братство» было, по существу,
уголовным сообществом разбойников разных национальностей, требующих от
польского короля равных прав с «коронной шляхтой», только потому, что за деньги
польского короля это сообщество могло охранять южные границы Речи Посполитой.
Независимость
«Войска Запорожского» была весьма условной. Запорожские казаки метались между
Речью Посполитой и Османской империей, Россией и Османской империей, Польшей и
Россией (Московией), выискивая более выгодных покровителей, постоянно изменяя своим
покровителя. Да, воинских качеств и доблести запорожцам было не занимать, но с
другой стороны – достаточно ли этого для строительства действительно
суверенного и процветающего государства? Однозначно нет. Запорожская Сечь или «Войско
Запорожское» оставалась архаичной военной демократией, не способной
организовать экономику и консервировавшей на Окраине Польши отсталость и
разруху в 17 веке прежде всего. Более того – запорожские казаки своими
грабительскими походами сами препятствовали экономическому развитию всего региона
и, как любая подобная общность, были обречены.
Все казацкие военные образования воевали за
тех, кто больше заплатит, воевали между собой за добычу, грабили, разбойничали
и непрерывно предавали своих союзников и друг друга, превращая всю территорию Окраины
Речи Посполитой в «руины». И только переход казачества Окраины Польши под «руку
русского царя» позволил к середине 18 века прекратить разбои и грабежи, не
управляемые военные походы казачества на территории Османской империи на
Окраине России, реорганизовать вооруженные образования казачества в регулярные
военные части российской армии.
Комментарии
Отправить комментарий